В память об усопшем принято устанавливать долговечный прочный памятник на его могилу. Обязательной частью художественного оформления обелиска считается нанесение на его лицевую сторону портрета и информации о человеке. Изображение усопшего помогает визуально увековечить память об умершем. На кладбищах портретом оформлено каждое надгробие, за исключением монументов, на которых по религиозным запретам запрещено изображать человека. К выбору центральной части оформления лицевой части стелы необходимо подойти тщательно. Ритуальные компании предлагают несколько способов нанесения изображения. От выбранного метода будет зависеть четкость фотопортрета, его долговечность и сходство с оригиналом.
Способы нанесения портрета.
Для увековечивания образа человека на памятнике используют несколько методов нанесения портрета: автоматизированное гравирование на станке, ручная работа художника и изображение на фото- или металлокерамике. Фотопортреты изготавливают как в цветном, так и в черно-белом варианте. Каждый из способов отличается технологией нанесения, имеет недостатки преимущества и разную стоимость.
Фото- или металлокерамика.
Наиболее экономичный метод нанесения изображения. На заготовку из металла или фарфора наносят черно-белые или цветные фотографии, которые закрепляют на монумент из любого материала. Стандартные заготовки овальной формы, однако, могут использоваться прямоугольные, круглые или квадратные. Такие фотопортреты значительно дешевле гравировки и изготавливаются гораздо быстрее. Однако они менее долговечны, изображение выцветает и теряет четкость в течение двадцати лет. Для большей долговечности фотокерамических портретов используют менее экономичный итальянский фарфор, который устойчив к ультрафиолетовым лучам и дольше сохраняет детализацию изображения.
Стоимость таких фотопортретов зависит от материала заготовки. Металлические стоят около полутора тысяч рублей, фарфоровые — не более пяти тысяч. Изображения на итальянском фарфоре стоят от пяти до двадцати тысяч рублей.
Автоматизированная гравировка.
Для выполнения портретов на натуральном камне используют автоматизированную или компьютерную гравировку. Изображение с компьютера передают на станок, который со стопроцентной точностью переносит фотографию на камень. Предварительно ретушер может исправить мелкие недочеты будущего портрета: убрать мелкие морщинки, добавить пряди волос. При автоматизированном гравировании мастер не сможет существенно преобразить исходный снимок, а лишь преобразить некоторые черты усопшего. Выполнение портрета на гравировальном станке делается быстро. Алмазные иглы наносят линии прямо на камень, делая гравировку еще более долговечной, чем фотокерамика. В зависимости от размера цена варьируется от 5 000 до 10 000 рублей.
Художественное исполнение.
Наиболее долговечный и дорогостоящий метод. Все линии художник наносит на камень вручную на более глубокие слои горной породы. Работа выполняется долго, так как мастер работает с каждой мелкой деталью самостоятельно, вкладывая душу в портрет. При таком способе можно внести любые изменения в изображение: заменить одежду, черты лица или прическу человека. Перед работой художник ретуширует изображение и вносит все правки по пожеланию заказчика. Затем с помощью копировальной бумаги фотопортрет переносится на камень. С помощью специального оборудования мастер вручную гравирует линии, добавляет объем и декор. Стоимость такой работы обычно превышает автоматизированную гравировку на несколько тысяч рублей.
Цветные портреты.
Классическое черно-белое художественное оформление монументов все чаще вытесняется цветными портретами. Полноцветные изображения можно изготовить не только на керамической основе, но и прямо на камне. Для этого все гравировальные линии кропотливо покрывают специальными акриловыми красками, чтобы получить цветной детализированный портрет. Для защиты цвета лицевую часть стелы покрывают защитным составом, призванным предотвратить потускнение красок. Однако даже при использовании дополнительного покрытия такие портреты вскоре потребуют дорогостоящей реставрации.
Выбор метода создания портрета усопшего.
Надгробие призвано хранить и чтить память ушедшего человека. Чтобы каменное изделие олицетворяло покойного, на него обязательно необходимо нанести портрет и информацию об усопшем. Портрет поможет родственникам вспоминать умершего и обозначить место его последнего пристанища. Необходимо тщательно подобрать метод нанесения изображения на памятник, чтобы оно сохранилось максимально долго. Стоимость нанесения фотопортрета на обелиск незначительна в сравнении с комплексным благоустройством участка и покупкой каменного надгробия. Однако если денег на заказ детализированного четкого качественного изображения не хватает, стоит оформить заказ через рассрочку или кредит.